Африканские традиционные религии
(African traditional religions). Тесно связаны с опред. этнич. группами, более 700 из к-рых проживают к Ю. от Сахары. Хотя их религ. верования отличаются друг от друга в отношении тотемов и культов, существуют и нек-рые общие черты. А.т.р. в значит, степени основываются на мифах и ритуалах, сохраняющихся благодаря устному преданию и обычаям. А.т.р. - скорее объединение верований и ритуалов, воспроизводящих опыт повседневной жизни, нежели метафиз. и моральные системы, обещающие личное спасение в ином (духовном) мире. Т.о., зло и несчастье, напр., рассматриваются как человеческие пороки, нарушающие порядок в истинной гармонии вещей; их можно уничтожить целительным или искупительным воздействием, а не с помощью сверхъестественных сил. Гл. предметом почитания становится не верховное божество, а местные божества и духи. Прибл. с 17 в., с началом процесса колонизации, идея верховного божества, по-видимому, стала приобретать все больший вес. В рез-те влияния ислама и христианства мн. африканцы стали отождествлять верховное божество со своими богами, приспосабливая христ. религию к местным традициям. В большинстве А.т.р. особенное значение имеет культ предков. Духи вождей рода или глав семьи покровительствовали их потомкам; чтобы умилостивить их, совершаются молитвы и жертвоприношения (культ предков). Есть злые духи, чье воздействие можно ослабить с помощью колдунов и ведьм. Почти повсеместно распространены заклинания и амулеты против колдовства. Во мн. регионах Африки, расположенных к Ю. от Сахары, существовал культ вождей. Вождю традиционно приписывались сверхъестественные способности, он наделялся религ. и моральным авторитетом. Жрецы считались медиумами, одержимыми духом божества или духом предка, прорицателями, предсказывавшими будущее при помощи магических действий, гадания на костях или травах. Массовые ритуальные действия совершались ради вполне опред. целей, таких, как вызывание дождя или благословение будущего урожая. Обряды инициации знаменовали собой поворотные пункты в жизни отд. индивида и подтверждали его принадлежность к общине. Свящ. местом считались роща, дерево или культовое строение, посвященное тому богу или духу, изображение к-рого там помещалось (см. также статьи об отд. народах Африки).